15 ошибочных фраз, которые делают речь безграмотной

15 ошибочных фраз, которые делают речь безграмотной

Основные закономерности и способы преодоления психологической ригидности и инертности

Анализ литературы позволил вывести основные «эффекты», которые задействуются при типовом инертном и ригидном мышлении.

6 основных

Причины возникновения

Основное проявление закономерности и примеры

Способы устранения

Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы.

Склонность доверять только «проверенным» методам решения задач, узкий кругозор и низкая эрудированность, наличие большого количества штампов и шаблонов выполнения задач, консерватизм, низкий творческий потенциал.

Неспособность анализировать ситуацию со всем множеством взаимосвязанных факторов, кроме тех, которые воспринимаются привычно, сложность в использовании привычных предметов «непривычным путем».

Пример: эксперимент к. дункера

«…испытуемым давали коробку с кнопками и свечу; задача – прикрепить свечу к стене так, чтобы она располагалась вертикально и нормально горела. Испытуемые придумали множество хитрых способов, причём некоторые были совершенно невероятны по изобретательности и сложности. Однако большинство испытуемых не смогли догадаться, что нужно вынуть кнопки из коробки, прикрепить её к стене, а затем поставить в неё свечу. Когда другой группе испытуемых в том же эксперименте вначале показывали пустую коробку и кнопки, высыпанные на стол, это подсказывало им правильное решение, и они находили его быстрее». [1]

Решение задач привычным и удобным способом, избегание поисков новых вариантов решения проблемы.

Пример:

«На одном из семинаров по теории изобретательства

была предложена слушателям такая задача: «Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньше, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена». Слушатели – высококвалифицированные инженеры, заявляли, что они не берутся решать эту задачу: – Тут квантовая физика, а мы – производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся… Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: «Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?» Задача была решена мгновенно».[6]

Всесторонний анализ задачи, поиск нескольких альтернативных вариантов решения. Сопоставление переменных не только с личностным опытом, но и с фактической стороной задачи.

Методы преодоления психологической инерции, выявленные Г. С. Альтшуллером [17] и пр.

Трактование ситуации или проблемы, исходя из опыта других людей

Экономия времени и энергии. Люди склонны доверять чужим суждениям касательно вопросов, в которых они сомневаются или не знают ответа.  Опыт других людей в удачном разрешении задач переносится на свою проблему или ситуацию.

Сокращение времени на принятие решения или формирования мнения, исходя из опыта, полученного другими людьми в схожих ситуациях.

Пример: к.с. станиславский об актерских штампах

«…Так, например, любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, прижиманиями к сердцу и своей, и чужой руки (так как принято считать, что человек любит сердцем), коленопреклонениями (причём красивые и благородные опускаются на одно колено, чтобы быть картиннее, а комики – на оба, чтобы быть смешнее), закатыванием глаз кверху (при возвышенных чувствах, к которым причисляется любовь, смотрят кверху, то есть на небеса, где находится всё возвышенное), страстными движениями (нередко граничащими с членовредительством, так как влюблённый не должен владеть собой), кусанием губ, блеском глаз, раздутыми ноздрями, задыханием и страстным шёпотом, резко выделяющим свистящие «сссс…» (быть может, потому, что в самом слове «страсть» их много), и другими проявлениями животного сладострастия или слащавой сентиментальности. Волнение выражается быстрым хождением взад и вперёд, дрожанием рук при распечатывании писем, стуком графина о стакан и стакана о зубы при наливании и питье воды. Спокойствие выражается скукой, зеванием и потягиванием. Радость – хлопанием в ладоши, прыжками, напеванием вальса, кружением и раскатистым смехом, более шумливым, чем весёлым. Горе – чёрным платьем, пудреным лицом, грустным качанием головы, сморканием и утиранием сухих глаз. Таинственность – прикладыванием указательного пальца к губам и торжественно крадущейся походкой». [2]

Анализ проблемы или ситуации с использованием своего «ощущения» для решения задачи, отход от общепринятых стандартов.

Стереотипность мышления

Низкий интерес к новой информации, которая может существенно повлиять на восприятие ситуаций или объектов, экономия времени при принятии решений, низкий познавательный интерес.

Экономия времени и мыслительных процессов при восприятии ситуации или формировании мнения, решения, отношения.

Пример:

«На детских рисунках Спенсера тень какого-нибудь предмета изображалась всегда чёрной. Молодой рисовальщик видел на своём небольшом веку, разумеется, множество теней, и так как он не имел на этот счёт никаких заранее установленных мнений, а в большинстве виденных им случаев тень приближалась к чёрному цвету, то глаз его неспособен был различить противоположные случаи. Так дело шло до восемнадцати лет. Тут Спенсер встретился с одним артистом-дилетантом, который стал ему доказывать, что тень бывает не чёрного, а нейтрального цвета. Молодой человек спорил, приводил в доказательство свое собственное наблюдение, но наконец должен был сдаться. Тут только глаза его прочистились, и он убедился, что до сих пор орган зрения обманывал его, докладывая, что тень всегда чёрная; он увидел, что она бывает весьма часто цветная. Прошло несколько времени, и чтение популярного сочинения по оптике навело его на раздумье о причинах цветных теней. И когда, вследствие этого, у него составилось определённое понятие о тенях, глаза его стали очень явственно различать оттенки их. Поняв, что цвет тени зависит от цвета всех окружающих предметов, способных испускать лучи и отражать свет, он увидел очень ясно, что, например, в лунную ночь, возле газового фонаря, карандаш, помещённый перпендикулярно к листу бумаги, даст две тени: пурпурно-голубую и жёлто-серую, производимые отдельно горящим газом и луной». [4]

Неумение переносить знания в смежные или другие области.

Всестороннее рассмотрение задачи или ситуации, развитие мышления путем решения логических задач, упражнений, переформулировка задач, развитие ассоциативного мышления, нестандартное применение обычных объектов или терминов.

«Мысль на оценку»

Высокая тревожность, неадекватное отношение к критике, неуверенность в себе и своих силах, неспособность объективно анализировать неудачи.

Привычка излагать и генерировать идеи и мысли строго шаблонами и стандартами, за которые ранее получали похвалу.

Пример: в. м. дорошевич:

«….половину курса (русского языка) они посвящают главнейшим образом на то, чтоб изучить, где надо ставить и где не надо ставить букву, которая совсем не произносится. Вторая половина курса посвящена изучению «древних памятников» и того периода литературы, который никого уж не интересует. Всё, что есть живого, привлекательного и интересного в «предмете», исключено. Мертвые сочинения, вместо того, чтоб развивать, приучать мыслить, приучат к «недуманию». И в результате… Три четверти не в состоянии мало-мальски литературно писать по-русски. Привычка к шаблону в области мысли». [3]

Работа с тревожностью, вызываемой негативными оценками труда или идей, формирование адекватного отношения к критике.

Влияние терминов и названий на восприятие и оценку

Анализ «текстовой» стороны проблемы или ситуации, принятие решений исходя из лингвистического значения слова.

Восприятие лингвистических формул и концептов оказывает прямое влияние на дальнейшее поведение людей.

Пример: б. уорф

«…Фактор обозначения проявлялся ранее всего тогда, когда мы имели дело с языковым обозначением, исходящим из названия, или с обычным описанием подобных обстоятельств средствами языка. Так, например, около склада так называемых gasoline drums –  «бензиновых цистерн» – люди ведут себя соответствующим образом, т.е. с большой осторожностью; в то же время рядом со складом с названием empty gasoline drums – «пустые бензиновые цистерны» –  люди ведут себя иначе: недостаточно осторожно, курят и даже бросают окурки. Однако эти «пустые» (empty) цистерны могут быть более опасными, так как в них содержатся взрывчатые испарения. При наличии реально опасной ситуации лингвистический анализ ориентируется на слово «пустой», предполагающее отсутствие всякого риска. Возможны два различных случая употребления слова empty; в первом случае оно употребляется как точный синоним слов null, void, negative, inert (нулевой, порожний, ничтожный, неактивный), а во втором – в применении к  обозначению физической ситуации, не принимая во внимание наличия паров, капель жидкости или любых других остатков в цистерне или в другом вместилище. Обстоятельства описываются с помощью второго случая, а люди ведут себя в этих обстоятельствах, имея в виду первый случай. Это становится общей формулой неосторожного поведения людей, обусловленного чисто лингвистическими факторами». [5]

Анализ лингвистической стороны задачи с минимальным использованием «укоренившихся» словесных шаблонов.

Усложнение решения задач

Попытка выделиться и «отойти от шаблонов», сделать «не как все», часто возникает из-за демонстративности поведения, желания быть в центре внимания.

Несмотря на то, что в большинстве случаев инертность и ригидность мышления проявляется в упрощении решения ситуаций и следовании шаблонов, стереотип «сделать не как все» занимает такое же прочное место в сознании многих людей.

Пример:

«…Абрахам Лачинс, начиная с 1942 года,  использовал методику, известную из различных интеллектуальных тестов: испытуемому говорится, что в его распоряжении имеется три сосуда различной ёмкости и неограниченное количество воды; затем предлагается, манипулируя этими сосудами (на бумаге или реально), отмерить строго определённое количество воды. «Эффект Лачинса» достигался следующим образом: испытуемым давалась установочная серия из пяти задач, решить которые можно было только одним и весьма сложным способом. Затем предъявлялись задачи, которые имели два решения – очевидное и сложное. Оказалось, что большинство испытуемых пытаются решить новые и несложные задачи наработанным сложным (!) способом… Эффект усиливается под влиянием стрессовых факторов (тревожность, жёсткий лимит времени и т.п.), и не зависит от уровня интеллекта испытуемого».

Варианты решения задачи должны нести правильную нагрузку со стороны практического применения, а не простого отличия их от других, более простых способов.

Сейчас ищут техподдержку:  Настройка рабочего места

Представленная таблица составлена на базе литературы, проработанной И. Л. Викентьевым [19].

4 из 6 приведенных выше закономерностей были в свое время описаны еще Ф. Беконом (1561-1626) – так называемые ошибки мышления [18]. «Стереотипность мышления» – идолы пещеры, «Влияние терминов и названий на восприятие и оценку» – идолы площади, «Неспособность анализировать или «одностороннее» рассмотрение проблемы» – идолы рода, «Стереотипность мышления» – идолы театра.

Проблема представлена в первом приближении, и таблица пока еще не содержит в себе исчерпывающего количества примеров и закономерностей, полностью строящего модель этого сложного явления, что еще раз подтверждает остроту и перспективность изучения темы инерции мышления.

Таким образом, анализируя таблицу, стоит понимать, что инертность мышления часто закрывает путь для новых изобретений, подходов, идей. Творческий потенциал и созидание могут приравниваться к нулю, если человек закрыт для новой информации и мыслит исключительно «для своего удобства».

При пояснении понятия ригидности и инерции часто приводят пример с Аристотелем. Когда-то в одном из своих трактатов он написал, что у мухи 8 ног. Такого мнения придерживались веками, пока кто-то не решил их пересчитать. Их оказалось 6.

Влияние социальных факторов на разных этапах эволюции

На начальном этапе развития человечества мышление индивида было довольно примитивным. Люди ограничивались мыслями о том, как добыть еду, найти ночлег и продолжить свой род. На поведение человека в первую очередь оказывали влияние такие биологические факторы, как борьба за выживание и естественный отбор.

С эволюцией человека менялся и его быт, а значит, и его привычки, мировоззрение. Каменный век завершился во многом благодаря тому, что человек ощутил потребность в значительных переменах, он стремился к более комфортному существованию, к более осмысленной, эффективной жизни.

Развитие человека во многом зависит и от социальных факторов. Переломным моментом в становлении индивидуума стал труд. Фридрих Энгельс Ф.

Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» уделил должное внимание этому социальному фактору. Он показал, что именно труд способствовал становлению человека как существа разумного (homosapiens). Трудовую деятельность также принято считать общественной, ведь она является важнейшим элементом в становлении социума [3].

Сначала произошло разделение труда, помимо собирательства и охоты люди научились заниматься земледелием. Начали появляться первые орудия труда, с помощью которых стали обрабатывать землю. Начали развиваться торговые отношения. Затем возникла потребность в появлении денежных средств, с целью упростить обмен товарами между ремесленниками и скотоводами, охотниками и фермерами.

Тогда человеку уже не нужно было постоянно заниматься охотой или собирательством, теперь он мог купить необходимые продукты питания. Сложившаяся ситуация позволила индивиду пересмотреть свои взгляды на убийство животных. Для того чтобы человеку выжить, больше не требовалось убивать животных. Необходимость в убийствах отпала и теперь появилась возможность выбирать иные сферы деятельности.

Вместе с тем, и общение между людьми переходило на новый, более высокий уровень социальных взаимоотношений. Появилась необходимость создания настоящего общества, в котором бы люди взаимодействовали по определенным правилам. Так появились первые законы.

Появление четкой общественной структуры способствовало значительным изменениям в жизни каждого ее элемента. У человека становилось больше свободного времени, отчего возникла потребность в развлечениях. Появились первые амфитеатры, цирки. Люди посещали Колизей и кровавые гладиаторские бои.

Но со временем человек не только менял свой быт, но и становился более умным и образованным, а вместе с тем и менее жестоким. Кровавые развлечения сменились спортивными соревнованиями, люди с удовольствием посещали Олимпийские игры. Таким образом, человек научился получать похожие эмоции, не причиняя вред другим.

Стала зарождаться мысль о том, что чем лучше индивид научится взаимодействовать с другими людьми, тем больше шансов у него выжить. Она полностью отличалась от первоначальной идеи, что всегда выживает сильнейший. Люди стали учиться коммуникации. И сейчас нет однозначного мнения относительно того, что же все-таки важнее: научиться приспосабливаться и эффективно взаимодействовать с людьми или быть сильнее других.

Объединение людей в группы по различным признакам и задачам способствовало появлению термина «общественное мнение». Так, каждое действие и образ жизни человека рассматривались на суде общества. В результате чего выносился положительный или отрицательный вердикт. Таким образом появлялись различные стереотипы.

Как и раньше, общественное мнение является одним из важных рычагов в жизни социума. Так, именно общество принимало решение «казнить или помиловать» человека, совершившего какой-либо проступок или преступление. При этом рассматривались причины, подтолкнувшие его к этому действию, то есть определенные социальные факторы.

Общественное мнение также способствовало развитию коммерческой деятельности, посредством развития рекламы. Важность мнения социума и сопутствующие ему стереотипы позволили развить идею о том, что обществом можно управлять. Так появился термин «Public Relations» (сокращенно «PR»), что в переводе означает общественные отношения.

PR стал новым рычагом в управлении рекламной деятельностью компаний и отдельных физических лиц. Этот инструмент позволил рекламистам отойти от ценовых и качественных характеристик и сконцентрироваться на сильнейшем двигателе торговли – имидже. Технология создания привлекательного продукта, который одобряется обществом, успешно существует и на современном рынке.

Теперь при выборе определенного товара человек руководствуется не только его ценой и качественными характеристиками. Он также обращает внимание на то, в какой социальной группе этот товар востребован. Желание быть или казаться частью определенной группы, способствует тому, что человек приобретает продукцию с неким эмоциональным оттенком.

Такие люди готовы покупать товары по сильно завышенным ценам. Внедрение общественного мнения в рекламную и маркетинговую деятельность породило такие понятия, как «престижный товар» или «семейный продукт». Сейчас социальные свойства товара или услуги являются движущей силой в PR деятельности компаний разных отраслей всего мира.

На современном этапе развития общества, благодаря различным социальным и личностным факторам, человечество изменило отношение к убийству животных. Если изначально люди убивали животных, чтобы добыть пищу и выжить, то со временем убийство перестало быть необходимостью, хоть мясо животных по-прежнему являлось продуктом питания.

Охота на животных также была связана с целью выживания, но уже не в такой степени как раньше, ведь у человека появилось множество альтернативных продуктов питания. К тому же мясо можно было купить, что избавляло человека от непосредственной необходимости убивать.

В настоящее же время, мясные продукты также употребляют в пищу, однако убивают животных не только с этой целью. Некоторые обеспеченные люди посредством подобных убийств стремятся соответствовать модным тенденциям и требованиям определенных кругов социума.

Так, убийство животных превратилось в своего рода «аттракцион для богатых», нередко мужчины выбирают охоту в качестве своего досуга. В некоторых кругах такое развлечение является показателем мужества и индикатором престижа, таким образом индивид ощущает приобщение к элите общества.

Подобная ситуация наблюдается и в женской половине социума: наличие норковой шубы в гардеробе и сумки из крокодила является показателем высокого статуса и принадлежности к определенной социальной группе. Безусловно, женщины не склонны к охоте и подобным убийствам, однако приобретение вещей из кожи и меха стимулирует производителей увеличивать количество товара.

Сейчас ищут техподдержку:  Дох! Что-то пошло не так ошибка в Microsoft Teams - zanz

А это способствует тому, что число убийств возрастает. Появляется все больше вещей, наличие которых позволяет людям подтверждать свою принадлежность к определенному социальному классу, и спрос на такие вещи стремительно увеличивается. Так действует замкнутый круг внедрения общественного мнения и управления им посредством PR в коммерческую деятельность.

Исследования принципа поллианны

Одна из предпосылок, вытекающих из принципа Поллианны, утверждает, что люди более точны в обучении и последующем использовании приятных/положительных слов по сравнению со словами, которые являются неприятными/отрицательными и нейтральными. Архивный анализ исследований Матлина и Стэнга (1978) подтвердил этот факт, а также определил два фактора, которые были существенно важны при исследовании: длительность задержки до использования и критерий обучения.

При проведении эксперимента выборочное использование слов было более вероятным, когда оно было отложено во времени: чем дольше была задержка, тем более избирательным было применение слов. Также было отмечено, что критерий использования слов, который задавался экспериментатором, имел прямое влияние на дальнейшее использование слов.

osgudБушер и Осгуд (Boucher and Osgood, 1969) доказали, что положительные слова используются чаще, чем отрицательные. Они нашли сильную корреляцию между эффективностью использования и тем, насколько благоприятной была оценка самого значения слова, но точная причинно-следственная связь не была определена. Согласно гипотезе Поллианны, оценка значения является причиной увеличения частоты использования положительного слова. Принцип был предложен, чтобы объяснить, почему для ребенка важно чаще использовать положительные слова, такие как симпатичный или приятный, чтобы описать кого-то, а не отрицательные слова. Несмотря на то, что исследования Бушера и Осгуда (1969) показали, что люди склонны говорить положительные слова чаще, чем отрицательные, они не могли описать или предложить причины этого вывода.

Анализ исследования Уорра (1971) дал возможность предполагать, что гипотеза Поллианны может быть расширена до личных суждений. Положительные слова (E ), как правило, используются чаще, чем отрицательные слова (E-). Положительные слова встречаются с большей частотой в личностных описаниях.

Это может указывать на то, что существует более низкий порог для характеристик E по сравнению с E- характеристиками. Исследования показали, что женщины больше подвержены эффекту Поллианны, что приводит к их склонности к положительным (E ) суждениям в большей мере, чем у мужчин.

Ван Ройен (Van Rooijen, 1973) исследовал важность приятной и неприятной динамики общения. Участникам были даны описания мимических выражений, которые были приятными, нейтральными или неприятными, и им было предложено выбрать из массива фотографий изображение, которое, по их мнению, соответствовало предложенному описанию эмоции.

Было предположено, что респонденты будут отдавать предпочтение и приятным, и неприятным выражениям лиц, преимущественно перед нейтральными, поскольку они могут быть более точно описаны и идентифицированы. Тем не менее, результаты противоречили ожиданиям исследователя.

Осгуд и Хуосайн (Osgood and Hoosain, 1983) представили доказательства увеличения времени обработки, необходимого для эмоционально отрицательных слов, по сравнению с эмоционально положительными словами. Участникам была показана серия слов.

Перед представлением каждого слова экспериментатор давал оценку каждому из них: либо «положительное», либо «отрицательное». Участникам было предложено нажать одну из двух кнопок, чтобы указать, было ли представленное слово конгруэнтным или несоответствующим эмоциональной полярности, объявленной экспериментатором.

В исследованиях Матлина и Гаврана (1979) использовались различные методы в попытках определить, оставался ли «поллианизм» индивида последовательным. Четырнадцать шкал были использованы для определения склонности участников воспринимать и воспроизводить более приятную информацию.

Исследование включало шкалы, которые оценивали счастье и заботу о рейтинге людей, в то время как другие шкалы касались памяти и вербального поведения. Оптимизм и счастье оценивались самооценкой. Общие результаты показали, что оптимизм и счастье были умеренно коррелированы с различными сторонами поллианизма.

Оптимисты вспоминали приятные предметы более эффективно, чем неприятные предметы; они также полагали, что приятные слова встречаются чаще, чем неприятные слова. В отличие от мужчин, женщины, как правило, были субъективно счастливее, демонстрировали воспроизведение воспоминаний, которое было более избирательным.

Дембер и Пенвелл (1980) интересовались тем, как связаны пессимисты и принцип Поллианны, и можно ли отнести факты, отклоняющиеся от ожиданий, к пессимизму. Другая цель исследования заключалась в определении силы корреляции между шкалой счастья и депрессии.

В этом исследовании были рассмотрены две задачи. В первой задаче участникам было предложено упорядочить список из 12 овощей в зависимости от того, насколько они им нравятся, причем первый из них наиболее понравившийся, а 12-й – наименее. Для второй задачи участникам было предоставлено 12 прилагательных пар и было поручено обвести слово из пары, которое могло бы более позитивным и благоприятным способом описать кого-то.

Результаты двух словесных задач оказались в соответствии с принципом Поллианны, но между оценками двух задач не было никакой корреляции. Кроме того, только оценки из второй задачи были связаны с ощущением субъективного счастья. При анализе данных по гендерному признаку не было выявлено существенных различий.

Имелись незначительные корреляционные различия, хотя ни одно из них не было статистически значимым. Демен и Пенуэлл подчеркнули необходимость набора стандартных «задач Поллианны» для будущих исследований. Они также подчеркнули, что существует так называемый защитный пессимизм.

При этом явлении человек сознательно занижает ожидания от события или ситуации, предполагает большую вероятность негативного исхода, чтобы в будущем избежать разочарований. Учеными также была выдвинута идея о том, что принцип Поллианны может коррелировать с настроением испытуемого.

В доказательство этого Айзеном и Шалкером (1982) был проведен соответствующий эксперимент. Для изучения влияния настроения они оценили индуцированные состояния, используя успех, неудачу и нахождение денег у разных групп испытуемых. Участникам групп «успеха» и «неудачи» сообщили, что целью исследования было изучение влияния успешного решения конкретной задачи на последующий тест.

Группам было сообщено, что с ними сначала проведут тест на рейтинговую задачу, а затем проведут вторую часть теста. Субъектам в условии успеха сказали, что они набрали 92% правильных ответов при решении задания, а участникам условия неудачи – 22%. Субъектам группы, в которой изучалось влияние случайного нахождения денег на настроение сообщили, что причиной эксперимента было предварительное испытание некоторых задач и материалов для будущего исследования.

В условиях эксперимента участники находили на стуле, на котором они должны были сидеть, десять центов. В конце прохождения теста им задали письменный вопрос относительно их субъективной оценки своих тестовых результатов. 73% испытуемых высказали уверенность в том, что они справились с заданием отлично, 21% участников утверждали, что прошли тест на среднюю оценку, и 6% – плохо.

Такой же вопрос был задан и участникам групп с условиями успеха и неудачи. Группа с условием успеха 100% оценила свои ожидания от результатов теста как положительные. Группа же с условием неудачи в таком же проценте высказала свои негативные ожидания касательно результатов контрольного теста.

Однако позже результаты этого исследования были подвергнуты критике, так как учеными не были проведены предварительные тесты касательно уровня тревожности участников, их подверженности депрессивным состояниям, уровня самооценки и т.д. Все эти переменные могли как прямо, так и косвенно повлиять на восприятие установки, которую давали экспериментаторы.

Классификация ошибок по фипи | консультация по русскому языку на тему: | образовательная социальная сеть

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.  

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Сейчас ищут техподдержку:  Почему казино Вулкан не страшны блокировки?

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости  

Автор использует художественные особенности. 

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

  Нарушение причинно-следственных отношений

 В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.  

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?  

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)      

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин 

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении, например: В этом тексте автор…  

Л8

Ошибки в  основной части

 а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 

Л9

Неудачная концовка 

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. 

Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)


ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):

ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

  • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
  • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);

– искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля);.

– пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;

– перестановки букв (новые наименования пордуктов);

– замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище);

– добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте комментарий

Adblock
detector