Круговорот воды в природе: эксперимент для детей с фото и схемой

Круговорот воды в природе: эксперимент для детей с фото и схемой

Как происходит круговорот воды?

Процесс сложный, состоит из нескольких этапов. Движущий фактор – солнечное излучение.

В теплый сезон нагретая Солнцем вода принимает газообразное состояние – становится паром. Из испаряющейся водной массы отфильтровываются соли. То есть накапливающийся в атмосфере пар является пресным. По мере поднятия в атмосферные слои пар сталкивается с холодными воздушными потоками, в результате формируются облака. Выпадающие из них осадки наполняют океан.

То есть этапы круговорота воды, если говорить упрощенно, следующие:

  • испарение;
  • концентрирование в атмосфере;
  • выпадение в виде осадков.

Такой процесс наблюдается обычно над океанической поверхностью. Но он сложнее, если облака скапливаются над сушей, и осадки проливаются не в океан, а на земную поверхность. Сточные воды, наполняющие поверхностные и подземные источники, проходят длительный путь к океану.

В процессе движения происходит процесс, обратный опреснению пара в атмосфере: реки и подземные водотоки забирают с грунта минеральные частицы, выносят их в моря и океаны. Там вода испаряется, а соли остаются. Так реки поддерживают соленость Мирового океана.

Планетарная циркуляция воды включает несколько процессов, являющихся ее звеньями. Следует подробнее рассмотреть схему мирового круговорота воды:

  1. Испарение – начальное звено круговорота. Нагреваемая солнечным излучением вода переходит из жидкого состояния в газообразное. Пар поднимается в атмосферные слои. Этот процесс происходит на планете непрерывно в разных масштабах: пар образуется над реками, озерами, морями, над всеми водными источниками, даже в результате выделения пота живыми организмами.
  2. Конденсация – 2 этап. Происходит в высоких атмосферных слоях, в результате пар снова обретает жидкое состояние. Частицы пара, столкнувшись с холодными воздушными потоками, рассеивают тепло, формируют водяные капли. Так образуются облака, а также туман.
  3. Осадки – 3 этап. Водяные капли, формирующие облака, постепенно сливаются друг с другом, тяжелеют. Когда достигают определенного размера, выпадают на землю твердыми или жидкими осадками. Из-за высокой скорости падения осадки, приближаясь к земной поверхности, не успевают испаряться. В результате становятся возможными снег, дождь, град.
  4. Стоки в океан – 4 этап. Выпавшие на землю осадки распределяются. Часть впитывается в почву, становится питанием для растительных организмов. Другая часть попадает реки и прочие природные стоки, устремляется обратно в океан.

Основными элементами круговорота воды являются:

  • осадки – выпадение атмосферной влаги на земную поверхность;
  • перехват осадков растительностью – испарение выпавшей влаги с растений, без насыщения почвы и пополнения водных источников;
  • стоки – объекты перемещения воды по земной поверхности;
  • инфильтрация – просачивание воды в почву с сопутствующей фильтрацией;
  • подземные стоки – потоки под землей, находящиеся в аэрационной зоне;
  • испарение – переход воды из жидкого в газообразное состояние;
  • сублимация – переход из твердого в газообразное состояние;
  • отложение – переход из газообразного в твердое состояние;
  • адвекция – горизонтальное движение молекул в любом агрегатном состоянии в атмосферных слоях;
  • конденсация – формирование облачности;
  • испарение – образование пара под влиянием солнечного тепла, движение его с земной поверхности в атмосферу;
  • просачивание – опускание влаги в почву под гравитационным воздействием.

Жидкость, постоянно меняясь, выделяет и поглощает энергию. Живые организмы, в том числе люди, тоже участвуют в круговороте воды, употребляя и выделяя ее, используя для своих нужд. Влияние человека на процесс усиливается, причем имеет преимущественно негативный характер.

В верхних грунтовых слоях корневая система растений всасывает часть воды, необходимой для метаболизма. Незначительное количество накопившейся в растительных тканях жидкости переходит в организм растительноядных животных и человека. Но большая часть жидкости участвует в процессе транспирации: поступает из почвы в корни, перемещается по каналам в тканях растения, испаряется через листья.

Часть воды, не поглощенная растениями, поступает дальше в почвенные слои, становится частью системы грунтовых вод, протекающих сквозь песок, гравий и прочие слагающие породы. На грунтовые источники приходится значимая часть запасов пресных вод на планете.

Движется природная вода с неодинаковой скоростью. Поверхностные водные массы перемещаются быстро, а подземные, находящиеся в зоне вечной мерзлоты и в глубинных океанических слоях – медленно. Период полной смены воды в разных природных объектах следующий:

  • в живых организмах – около недели;
  • в атмосфере – полторы недели;
  • в реках – 2 недели;
  • в грунтовых слоях – от месяца до года;
  • в болотах – от года до 10 лет;
  • в озерах и прочих водоемах – около 10 лет;
  • в морях и океанах – 4 тысячи лет;
  • в пещерах и прочих подземных резервуарах – до 10 тысяч лет;
  • в ледниках и зонах вечной мерзлоты – несколько тысяч лет.
Сейчас ищут техподдержку:  Сбербанк корпорация техподдержка телефон

Конспект нод «вода. круговорот воды в природе». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Оксана Руднева
Конспект НОД «Вода. Круговорот воды в природе»

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы

Возрастная группа: старшая

Тема НОД:«Вода. Круговорот воды в природе»

Ведущая образовательная область: » Познавательное развитие»

Цель: познакомить с явлением круговорота воды в природе.

Задачи:

Образовательные: уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; показать, как образуются облака.

Развивающие:развивать логическое мышление; продолжать формировать социальные навыки; совершенствовать навыки экспериментальной деятельности и умения работать в группе; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря и активизации познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, стремление видеть красоту природного мира, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Оборудование: сюжетные картинки, глобус, яблоко (разрезанное на 4 части, ноутбук с колонками, флешкарта с шумовыми эффектами, оборудование к опытам и эксперименту, схема «Круговорот воды в природе» со съемными элементами, театральная ширма, собачка, будка, бутылка питьевой воды, пластиковые стаканы по количеству детей.

Предварительная работа:наблюдения в природе, игровая экспериментальная деятельность,беседы о значении и свойствах воды, просмотр сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отрывков из научно-популярного фильма «Путешествие капельки», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, тематическое рисование.

Организационный момент

Дидактическое упражнениена развитие логического мышления «Что общего?»

Вниманию детей предлагаются картинки:

девочка поливает цветок из лейки;

мальчик моет руки из-под крана;

идет дождь;

водопад.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, что общего между ними (Варианты ответов детей, в результате которых дети приходят к единому мнению, что это вода.)

Воспитатель: Вы правы, именно о воде мы сегодня и поговорим.

Основная часть

Воспитатель (показывает детям глобус): Что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?

Дети: Это суша.

Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части – это вода, 1 часть – суша.

Давайте с вами посмотрим, где же в природе встречается вода?

Слайд-презентация «Водоемы»

Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.

Воспитатель: А помните историю «Как родничок в море попал»? Давайте эту историю изобразим.

Подвижная игра «От родника к морю»

(Звуковыми сигналами к смене действий служит содержание

аудиозаписи шумовых эффектов: родник, ручей, река, море).

«Родник» — дети бегут по одному. «Ручей» — бегут в парах. «Река» — пары объединяются. «Море» — дети становятся в круг, держась за руки, покачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки, не расцепляя рук.

Воспитатель: Скажите, а какую воду пьет человек?

Ответы детей. (Чаще всего они не называют пресную воду. Чтобы добиться нужного ответа, педагог предлагает детям подсказку — показывает слайд,где все водоемы четко разделены на 2 категории: пресные и соленые).

Воспитатель: Так какую же воду пьет человек?

Дети: Пресную.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как же вода попадает к нам в дома? (Детям предлагается уже знакомая схема: река – очистная станция – трубопровод –дома).

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в очистные станции.

Игровое экспериментирование «Очистная станция»

Оборудование для одной станции: 2 воронки, резиновый шланг (трубочка, 2 пластиковых стакана (1 с «грязной» водой, другой с марлей, закрепленной резинкой, вата, прозрачная пластиковая бутылка, тряпочка.

Сейчас ищут техподдержку:  Программа «Музыка» — официальная служба поддержки Apple

Содержание деятельности для одной станции (количество станций зависит от количества детей).

1-й ребенок наливает «грязную» воду в воронку, к которой подсоединен шланг;

2-й ребенок конец шланга опускает над стаканом с марлей;

3-й ребенок берет стакан с очищенной водой и через воронку с ваткой переливает воду в пластиковую бутылку.

Воспитатель: Ребята, какая вода была в стакане?

Дети: Грязная, мутная.

Воспитатель (показывает бутылку с водой): А какая вода стала после нашей работы?

Дети: Чистая.

Воспитатель: Замечательно потрудились наши станции!

Опыт.

Оборудование: чайник с водой, 2 зеркальца.

Наш город большой, ему требуется много чистой воды, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте вскипятим воду в чайнике. (Дети убеждаются, что в чайнике, кроме воды ничего нет и на безопасном расстоянии наблюдают за процессом закипания). Что выходит из носика чайника при закипании воды?

Дети: Пар.

Воспитатель: Откуда в чайнике взялся пар, ведь там, кроме воды ничего не было?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: При нагревании вода превращается в пар. (Воспитатель подносит к струе пара холодные зеркальца. Дети рассматривают, что с ними произошло).

Воспитатель: Откуда на зеркальце взялись капельки воды, ведь перед опытом оно было чистое и сухое?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Когда горячий пар попал на холодное зеркальце, он остыл и опять превратился в воду.

Вот так происходит и в природе (рассматривают схему «Круговорот воды в природе»со съемными элементами: пар, капелька, облако, тучка с дождем). Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар остывает и превращается в воду. Капельки воды собираются вместе и образуют облако. Когда капелек накапливается слишком много, они становятся очень тяжелыми и выпадают дождем на землю.

А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт «Облако в банке»

Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?

Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.

Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки называется круговоротом. Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.

Подвижная игра «Круговорот»

Дети садятся в круг на корточки. По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотичнолетать. По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу. По сигналу «тучка»дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.

Воспитатель: Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.

Заключительная часть.

Сюрпризный момент.

Раздается лай,из-за ширмы появляется пес Бобик: Куда это я попал? Вы кто?

Дети отвечают самостоятельно.

Бобик: А чем это вы тут занимаетесь?

Воспитатель с детьми: Мы здесь говорим о воде.

Бобик: О воде? Это очень кстати. Я вот никак не могу понять, куда делась лужа у моей будки? Мне так нравилось мыть в ней лапки…Вы, случайно, ее не трогали?

Воспитатель предлагает детям рассказать Бобику, как и почему исчезла лужа на основе схемы круговорота воды в природе.

Бобик: Вот спасибо, я теперь всем своим друзьям расскажу, что в природе бывает этот, как его? Как, вы сказали, называется это явление?

Сейчас ищут техподдержку:  Круговорот воды в природе — Окружающий мир

Дети: Круговорот воды в природе.

Бобик: Как интересно!Значит, буду ждать, когда снова пойдет дождик и у моей будки опять появится лужа… Ну, ладно, мне пора! Побегу рассказывать друзьям! До свидания! (убегает, оставив бутылочку воды).

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, нам тоже пора немного отдохнуть. Обнаруживает сюрприз от Бобика. Дети пьют воду.

Панно «круговорот воды в природе». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

Ирина Марусич
Панно «Круговорот воды в природе»

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе»

Автор: воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №103» г. Краснодар Марусич Ирина Олеговна

Аннотация

Данная методическая разработка по экологическому воспитанию, «Круговорот воды в природе», предназначена для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, развитие памяти, внимания, мышления, речи. В методической разработке представлена собственная педагогическая практика, которая продолжительное время использовалась в работе с детьми. Методическая разработка «Круговорот воды в природе» позволяет систематизировать знания детей о закономерных явлениях природы в игровой и доступной для детей форме, и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование первоначальных основ экологической культуры, знаний о круговороте воды в природе, ее значимости, у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— формирование познавательных способностей

— закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о свойствах воды и круговороте воды в природе;

— формирование самостоятельности мышления, способности наблюдать, способствовать формированию умения выделять главное из информации воспитателя;

— обратить внимание детей на значимость воды в нашей жизни, рассказать, что капельки воды в природе «ходят» по кругу;

Для методической разработки использовалось панно «Круговорот воды в природе», которое прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. Способствует развитию познавательного интереса, развития памяти, мышления, речи, позволяет испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Занятия и игры на панно «Круговорот воды в природе» вызывают у детей только положительные эмоции, повышают активность. Старшие дошкольники играют с удовольствием, моделируют ситуации на панно с превращением капельки в дождь, снег. Используют красные стрелки для показа траектории капельки.

Для стимулирования интереса у дошкольников к панно прилагаются игры:

— Настольная игра «Путешествие капельки»Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных знаний о круговороте воды в природе и ее значимости. В игре моделируются пути движения воды в природной среде с привлечением моделей ландшафтов, объектов живой природы.

— Театр на палочках «Круговорот воды в природе».Цель: формирование понимания важности воды для всех объектов на планете. Формировать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми. Формировать умения использовать свои знания в творческой деятельности.

«Загадки»Цель: закрепить представления детей о природных явлениях через художественное слово (загадки, формировать интерес к познанию природы, и одновременно находят картинку на панно.

«Расскажи что видишь»— иллюстрации природных явлений.Цель: закрепление и углубление знаний детей об основных природных явлениях,

дети по одному выходят рассказывать, что нарисовано и показывают на панно.

— Математическая игра «Собери геометрическую фигуру»Цель: формирование элементарных математических представлений.

— Раскраски «Круговорот воды в природе»Цель: формирование восприятия цвета, эмоций, внимания и мышления и памяти.

— Сказка «Путешествие капельки»Цель: активизировать и обогащать словарь старших дошкольников.

Панно «Круговорот воды в природе»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий

Adblock
detector