Главные сведения
Главным российским ИТ-проектом последних лет стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. А к 2018 году в соответствие с Указом Президента РФ №601 от 7 мая 2012 года 70% всех госуслуг должны оказываться в электронном виде (о путях достижения этого показателя читайте в отдельной статье “Популяризация электронных госуслуг в России”).
Во всем мире государственные инициативы являются основным двигателем развития информатизации в стране. Россия — не исключение. Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», а также ряд других региональных и ведомственных программ оказали существенное влияние на уровень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране и привели к ощутимым результатам.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
Министерство связи и массовых коммуникаций России ведет планомерную работу, направленную на повышение качества и уровня доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, возможность их получения по принципу «одного окна», обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, повышение открытости государственных органов и участия граждан в принятии государственных решений («Открытое правительство»), а также повышение эффективности расходования бюджетных средств на ИКТ в государственных органах.
Для решения этих задач Минкомсвязь России разработала новые подходы к координации мероприятий в области ИКТ. Была сформирована необходимая методологическая база для координации создания и использования ИКТ госорганами, создана система целевых показателей и индикаторов, для планирования бюджетов мероприятий по информатизации, влияющих на качество предоставления государственных услуг. Также для решения системных проблем в области ИКТ была организована техническая и организационная поддержка.
В рамках развития ИКТ в госорганах можно выделить ряд ключевых направлений:
- Единый реестр населения;
- Геокод зданий и домохозяйств;
- Электронная подпись;
- Единая сеть передачи данных для госорганов;
- Облачные вычисления для госорганов;
- Документооборот ФОИВ;
- Федеральный портал управленческих кадров;
- Независимый регистратор документов ФОИВ;
- Независимый регистратор действий на электронных торгах;
- Электронный реестр лицензий;
- Единый реестр финансового обеспечения;
- Единый реестр залогового имущества;
- Единый архив оцифрованных и электронных документов;
- Реестр всех объектов социальной инфраструктуры;
- Управляемость ФГУПов и ОАО;
- Открытые данные;
- Свободное программное обеспечение в госорганах;
- ИКТ-обучение для госслужащих;
- Электронное здравоохранение;
- ГАС «Управление»;
- ГАС «Выборы»;
- ГИС «ЖКХ»;
- ГИС «Территориальное планирование»;
- ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
- АИС «Безопасность дорожного движения»;
- Распределение номеров водительских удостоверений;
- Электронные паспорта;
- Защита персональных данных.
Координация информатизации
Основная статья:Координация государственной информатизации в России
Инфраструктура электронного правительства
Основная статья:Хроника взаимоотношений Минкомсвязи и “Ростелекома” по проекту Электронное правительство
ЦОДы
Практически весь федеральный сегмент электронного правительства России располагается в двух ЦОДах «Ростелекома» в Москве — на Сущевском валу (северная часть Третьего транспортного кольца) и на улице Гончарная (район станции метро «Таганская»). Информационные системы и оборудование частично принадлежат Минкомсвязи, частично арендуются у «Ростелекома».
Программно-аппаратная инфраструктура ключевых систем электронного правительства — Единого портала госуслуг (ЕПГУ) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — закупалась в два этапа, следует из нынешнего госконтракта Минкомсвязи с «Ростелекомом». В 2009 г. для ЕПГУ было приобретено более 20 серверов HP, несколько маршрутизаторов Cisco и систем хранения Hitachi вместе с СУБДOracle.
В 2010 г. вычислительные мощности расширились. На этот раз в основном за счет оборудования IBM. Инфраструктура ЕПГУ потребовала 26 новых серверов, СМЭВ — пять. Помимо этого, техника IBM с 2010 г. стала использоваться в инфраструктуре ГАС «Управление», портала госпродаж, системы управления ведомственной информатизацией.
В «Ростелекоме» говорят, что оборудование, перечисленное в контракте, поставлялось в 2009–2010 гг. по техническим заданиям Минкомсвязи и не ограничивается только IBM. «Выбор конкретных марок оборудования осуществлялся подрядчиками по выполнению работ, исходя из возможностей вендоров по обеспечению требуемых технических характеристик, сроков поставки, объемов и иных параметров, заданных заказчиком», — добавляют в компании.
Региональная инфраструктура электронного правительства (РИЭП) не является собственностью ни Минкомсвязи, ни региональных властей. Она, как следует из контракта, принадлежит «Ростелекому» и предоставляется всем 83 субъектам как комплексный сервис по модели SaaS.
Системный проект
Основная статья:Системный проект электронного правительства России
Архитектура электронного правительства
ЦОДы
18 октября 2019 года TAdviser стало известно, что Министерство экономического развития РФ предложило внести ряд изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Среди предлагаемых изменений обращает на себя внимание предложение ввести такие понятия как «государственные» и «муниципальные данные», а в дополнение к ним – понятия «гармонизации», «систематизации» и «обезличивание информации».
Под государственными или муниципальными понимаются «данные, содержащиеся в государственных (муниципальных) информационных системах, либо данные, которыми управляют государственные органы (органы местного самоуправления), в том числе в бумажном виде».
Единая информационная платформа должна будет включать в себя реестр видов государственных и муниципальных данных, а также официальный портал национальной системы управления данными в интернете и «иные государственные информационные ресурсы, определенные Правительством РФ.
Информация в этой единой информационной системе будет общедоступной, за вычетом данных, доступ к которым ограничен действующими законами, но при этом подразумевается, что для некоторых данных обязательным будет «обезличивание”, то есть, предполагается сделать невозможным «без использования дополнительной информации определить принадлежность информации конкретным лицу, объекту или процессу».
Что касается «гармонизации» – то в описании говорится о приведении данных в соответствии друг другу «путем применения установленных настоящим Федеральным законом способов такого приведения в соответствие»”.
Далее в тексте законопроекта поясняется, что сам процесс «гармонизации» осуществляется тремя способами: либо полным или частичным копированием “эталонных государственных (муниципальных) данных», либо использованием указателей на эталонные данные, либо использования таблицы соответствия идентификаторов одних государственных (муниципальных) данных и идентификаторов других государственных (муниципальных) данных. Возможно также использование комбинированного способа такой гармонизации.
При этом лица, права и свободы которых затрагиваются гармонизируемыми данными, имеют право узнать об этой гармонизации – и потребовать от оператора ее отмены.
Что касается «эталонных» данных, то их состав предлагается определять нормативными актами Правительства РФ или уполномоченного им федеральным органом исполнительной власти, а также высших исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Очевидно, что на октябрь 2019 года таких законов и правовых актов еще нет.
В идеале все государственные и муниципальные информационные системы страны должны быть приведены к полностью единообразному представлению данных, и в плане содержания, и в плане формата. Технически это можно и нужно реализовать с помощью грамотного применения метаданных. Из предлагаемых поправок в закон следует, что состав «эталонных» данных может определяться на разных уровнях по-своему, а это чревато возникновением проблем с унификацией сведений в будущем. С другой стороны, стоит сначала увидеть законопроекты, которые более детально регламентируют порядок гармонизации и систематизации данных в государственных и муниципальных информсистемах, |
Систематизация данных в государственных и муниципальных информационных системах, согласно описанию, подразумевает их упорядочивание по сходству или различию присущих им характеристик и унификацию структурных элементов. Иначе говоря, приведение их к единому формату представления.
Единая система нормативной справочной информации, в свою очередь, будет включать все общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также «федеральные информационные ресурсы… используемые в качестве справочной информации (справочников и классификаторов) для других государственных (муниципальных) информационных ресурсов».
Вся справочная информация, которая будет включена в эту единую систему, будет рассматриваться как эталонные государственные данные.
Текст законопроекта доступен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Основная статья:Национальная система управления данными (НСУД)
Инициирование: Письмо Аппарата Правительства РФ №П10-5473 от 6 февраля 2014 года
В результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
Формирование единой архитектуры государственных данных является важным шагом на пути решения указанных проблем и требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.
https://www.youtube.com/watch?v=channelUCrQC1bD6qp9ZMEKs1LAovQw
Перечисленные проблемы не являются простыми недоработками в реализации электронного правительства, которые могут быть решены отдельными мероприятиями. Данные проблемы являются системными и вызваны, в первую очередь, отсутствием единых, детально проработанных принципов работы с данными в модели Электронного правительства.
Системный и комплексный подход к решению указанных проблем должна обеспечить разработка Единой архитектуры государственных данных.
Цели:
- повышение эффективности управления государственной деятельностью за счет дополнительной систематизации информации об этой деятельности;
- повышение эффективности государственной деятельности за счет развития возможностей автоматизации межведомственного взаимодействия и повышения доступности государственных данных для анализа и принятия управленческих решений;
- сокращение затрат на поддержку и развитие существующих государственных информационных систем за счет унификации и стандартизации требований к информационным системам и их взаимодействию;
- повышение эффективности планирования и управления развитием государственной информационной среды за счет систематизации и унификации принципов развития отдельных элементов среды;
- повышение качества государственных услуг (G2C, G2B) и государственных функций (G2G) за счет повышения доступности и качества данных и новых возможностей межведомственного взаимодействия;
Задачи
- разработать единую информационную модель государственных данных;
- разработать единую модель управления данными.
Программные решения
Основная статья: ГАС “Управление” (ГАСУ)
Ожидается, что ГАС «Управление» объединит ряд информационных ведомственных и региональных ресурсов, обеспечивающих решение широкого класса задач в интересах конкретных ведомств и регионов. Все решения должны быть реализованы в единой программно-аппаратной платформе, что позволяет обеспечить их интеграцию с целью формирования основы единой автоматизированной системы государственного управления. На 2014 года одной из ключевых задач ГАС «Управление» называли перевод всего обмена статистической информацией между ведомствами в электронный вид.
По словам Николая Муравьева, руководителя направления региональных решений “Прогноз”, на конец 2014 года в связи с некоторым смещением государственных приоритетов не очень активно развивается тема построения единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление», хотя региональный сегмент уже внедрен «Прогнозом» и используется в более чем 40 регионах.
ГАС Выборы
Основная статья: ГАС Выборы
ГАС «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов всех уровней, а также для автоматизации деятельности избирательных комиссий в межвыборный период.
Основная статья: Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства РФ (ЕСИА)
Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.
Основная статья: Национальная СЭД России
Основная статья: АПК Безопасный город
Основная статья: Независимый регистратор
Информационная система «Независимый регистратор» — система, обеспечивающая независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения аукционов в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия контролирующим органом решений на основе объективной информации.
Основная статья:Национальный фонд алгоритмов и программ (НФАП)
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Федеральная государственная информационная система «Национальный фонд алгоритмов и программ» (ФГИС ФАП) является одной из «координационных» ГИС, т.е. имеет непосредственное отношение к автоматизации процессов координации государственной информатизации.
Основная статья: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Система предполагает предоставление доступа с использованием интернета государственным органам, органам местного самоуправления, пользователям ЕМИСС к официальной статистической информации, размещенной в электронном виде, включая метаданные, формируемой в соответствии с Федеральным планом статистических работ.