Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Почему воздух бывает влажный?

Если мы говорим, что воздух влажный, мы имеем в виду, что в воздушной массе присутствует большой объем пара от воды.

12kjhgfd
Источник

Лед — вода в затвердевшем виде. Его плотный слой выглядит лазурным, связано это с тем, что льду свойственно преломление света. Льдинки не тают лишь при температурном показателе 0ºС или ниже. Они наделены меньшей плотностью, в сравнении с холодной водой. Это как раз объясняет тот факт, что айсберги не тонут в воде, а удерживаются на ее поверхности.

13lkjhg
Источник

Кроме всех трех перечисленных положений воды лишь недавно стало выявлено еще одно ее состояние. Учёные искали объяснение на непредсказуемое поведение жидкости и обнаружили четвертое положение воды— информационное. Тогда стало очевидно: вода, наравне с живым организмом, наделена памятью. Она способна понимать и сохранять в памяти любое действие в пространстве.

14kjhgfd
Источник15kjhgfd
Источник

Гидросфера

Водная составляющая Земли играет очень важную роль в процессе жизнедеятельности всех живых организмов на ней. Вода состоит из водорода и кислорода в ее химической формуле. Но в природе такой химический состав встречается крайне редко. Во многом, это связано с тем, что в воде имеется очень много разных примесей.

Водная сфера нашей планеты представлена океанами, морями, реками, озерами и ручьями. Всего на поверхности Земли 4 океана, которые воедино образуют Мировой Океан, который омывает все материки. Им покрыто более 70% всей поверхности планеты. Те части океана, вокруг которых имеется суша, называется морем.

Озеро – это водоем, который не имеет выхода к океану. При этом многие озера пресноводные. Озера бывают как естественными, так и искусственно созданными водоемами. Пруд обладает теми же характеристиками, что и озера за исключением размера. Иными словами можно сказать, что пруд – это небольшое озеро.

И пруды и озера отличаются своей стоячей водой. В них может развиваться рыбный промысел. Реки и ручьи — это артерии нашей планеты. Они обладают скоростными потоками и пополняют озера водой. Реки от ручьев отличаются шириной и длиной. Все крупные реки нанесены на географическую карту мира, в то время как о существовании многих ручьев может знать только определенный круг людей.

Другие явления погоды

В мире существуют аномалии, которые происходят крайне нечасто, но порой приносят масштабные людские потери и разрушения. Самыми редкими и неблагоприятными явлениями погоды считаются:

Это – движущийся воздушный поток, напоминающий воронку, в которую попадают находящиеся рядом предметы. Смерч уничтожает все, что находится рядом с ним (в том числе людей и животных), из-за чего спрятаться от него практически невозможно.

12hhkhисточник

«Чёрный туман» опустился на Лондон в 1952-м году. Это необычное явление природы понесло за собой огромное количество пострадавших: такой туман имел большую плотность, вследствие чего в нем было тяжело дышать.

13nhjисточник

Это – непривычный для человека вид молнии. Она может принимать любые размеры, чаще всего имеет форму шара, а также бывает красного или жёлтого цветов. По наблюдениям очевидцев, шаровые молнии могут появиться как на улице, так и в помещении. Они поражают движущиеся объекты, взрываясь возле них и оглушая находящихся рядом живых существ. Если молния ударяет в человека – он погибает сразу после взрыва.

14hkjjисточник

Цунами – это волна огромных размеров, вызванная землетрясениями. Она появляется посреди океана и двигается к берегу со скоростью, достигающей несколько километров в час. Когда волна попадает на него, погибают тысячи людей, разрушаются здания и объекты сельского хозяйства.

15nhgmjисточник

Живая вода

Какая вода называется «живой», а какая «мёртвой»? Почему?

Когда мы обсуждаем пользу воды, мы имеем в виду «сырую» воду, ведь прокипяченная вода мертвая, из неё вместе с паром улетучились все полезные минералы или перешли в другой вредный для организма вид. Например, хлор при закипании становится нерастворимым соединением.

Наиболее ядовиты нитраты, они становятся нитритами. Полезна лишь природная вода, её называют структурированной водой. Она наделена естественной структурой и в ней не наблюдаются примеси. Потребляя такую воду, человеческий организм получает энергию.

17jgfs
Источник

Разумеется, потреблять воду из-под крана, не подвергая её предварительной очистки, нельзя. Не стоит говорить о чистоте канализаций, и так все ясно. От питья этой жидкости мы лишь засорим организм, а не очистим.

18khfds
Источник

Итак, отвечая на вопрос, какую воду лучше пить, рассмотрим два существующих варианта, как структурировать воду.

1 способ — дистилляция (процесс превращения жидкости в пар).

2 способ — оттаивание льда.

19lkjhg
Источник

Приготовить талую воду не составит труда:

1) зальем холодную воду из-под крана в стеклянную посуду и дадим ей отстояться в течение суток;

2) перельем воду в пластмассовую емкость и перенесём ее в морозильную камеру приблизительно на 2 часа. До верха наполнять емкость не надо, потому что при замерзании объем воды увеличится;

3) ликвидируем возникшую на поверхности первую ледяную корочку. Так замёрзла вредная добавка воды, так называемая тяжелая вода;

4) помещаем емкость обратно в морозильную камеру до полного промерзания жидкости;

5) достаем посуду с водой для размораживания. Мы отметим, что лёд местами прозрачный, а местами мутный. Последние участки необходимо отколоть и избавиться от них. Для питья потреблять следует лишь воду из прозрачного льда;

6) после того, как воду разморозили, можем смело пить природную и структурированную воду. Целебные свойства такая вода сохраняет до 8 часов после того, как она оттаяла. Талая вода является самым лучшим и высококачественным, тонизирующим и натуральным напитком, не имеющим абсолютно никаких побочных эффектов.

20kjhg
Источник

Какую воду лучше пить и в каких количествах? Нет определенного ответа на вопрос о том, сколько именно воды следует потреблять ежедневно, ведь это зависит от многих условий:

  1. От состояния здоровья человека.Человек теряет особенно много жидкости во время болезней, при лихорадке, жаре, рвоте или диареи, ведь происходит чрезмерная отдача жидкости организмом.  Повышению температурного показателя человеческого тела способствует зной, спортивные упражнения и т.д. в попытке нормализовать температуру своими силами, организм испаряет влагу сквозь потовые железы, с поверхности кожного покрова. Такие потери нужно компенсировать, чтобы избежать обезвоживания. 
  2. От нашей активности.Физические нагрузки — причина потери влаги сквозь поры кожного покрова (потоотделение). Во избежание обезвоживания советуют потреблять немного питья во время и после тренировок. Мышцам необходима жидкость, чтобы прийти в норму от нагрузок. Если пренебречь данным советом, и не выпивать в достаточном количестве воды, то будет тормозить рост мускулатуры.
  3. От места проживания и климата.В знойный день при высокой влажности возникает необходимость потреблять дополнительный объем питья, ведь много ее уходит сквозь потоотделение, эта данность повышает риск обезвоживания.

21ljhj
Источник

Живая природа

Живая природа – это все живые существа, живущие на нашей планете. Пожалуй, сама жизнь – это самое удивительное явление природы. Интересно, что ученые до сих пор испытывают затруднения с тем, чтобы дать четкое определение понятию жизни. В целом все живые существа объединяет то, что они могут размножаться, развиваться и реагировать на внешние воздействия. Всё разнообразие живых существ можно разбить на несколько крупных групп:

Животные. Это звери, птицы, рыбы, насекомые, рептилии. Особо отметим, что и сам человек считается животным. Все животные употребляют в пищу других живых существ, а также могут двигаться в окружающей среде.

Растения. Эти существа произрастают из земли, то есть они не могут свободно перемещаться. Вместе с тем они могут расти и всё же совершать отдельные движения. Например, подсолнух поворачивается вслед за Солнцем. Важнейшая особенность растений заключается в том, что они могут поглощать углекислый газ из атмосферы и превращать его в кислород, который в свою очередь необходим животным для дыхания. Заметим, что грибы не считаются растениями.

Микроорганизмы. Это настолько мелкие существа, что их невозможно разглядеть обычным взглядом – необходимо использовать микроскоп. Именно с микроорганизмов и началась жизнь на нашей планете. Чаще всего под микроорганизмами подразумевают различные бактерии.

Грибы. Оказывается, что грибы нельзя считать растениями, так как они не забирают кислород из атмосферы. Их выделяют в особую группу, так как они обладают особыми свойствами.

Вирусы. Эти микроскопические частицы (вирионы) были обнаружены только в самом конце XIX в. В среднем вирус примерно в 100 раз меньше бактерии. Он настолько мал, что рассмотреть его нельзя даже в обычный (так называемый световой) микроскоп.

Животный мир

Животный мир удивительный и разнообразный. Он представляет собой всю фауну нашей планеты. Особенностями животных является возможности двигаться, дышать, питаться, размножаться. В процессе существования нашей планеты многие животные исчезли, многие эволюционировали, а некоторые просто появились.

Сегодня животных разделяют по разным классификациям. В зависимости от места обитания и способа выживания они бывают водоплавающими или земноводными, плотоядными или травоядными и т.д. Также животных классифицируют в зависимости от степени приручения: дикие и домашние.

Дикие животные отличаются своим вольным поведением. Среди них выделяют, как травоядных, так и хищников, которые питаются мясом. В разных точках планеты обитают самые разнообразные виды животных. Все они стараются приспособиться к месту, в котором они обитают.

Если это ледники и высокие горы, то раскраска животных будет светлой. В пустыне и степи превалирует больше цвет охра. Каждое животное старается выжить любыми способами, и изменение цвета их шерсти или перьев является главным тому доказательством адаптации.

Домашние животные тоже когда-то были дикими. Но их приручил человек для своих нужд. Он стал разводить свиней, коров и овец. В качестве защиты стал использовать собак. Для развлечения приручил кошек, попугаев и другую живность. Важность домашних животных в жизни человека очень высока, если он не является вегетарианцем. От животных он получает мясо, молоко, яйца, шерсть для одежды.

Жизнь

Жизнь – это главное свойство, которым обладает любой живой организм. Сегодня нет точеного понятия жизни, но можно сказать, что основными функциями, которыми определяется организм – это процессы роста, питания, реакции на окружающую среду. Сегодня существует множество совершенно разных организмов.

Все они дошли до наших дней за счет удивительной способности к выживанию и приспособлению. На протяжении всей истории существования Земли было много случаев, когда при совершенно ужасных обстоятельствах одни живые организмы стирались с лица планеты, а другие, наоборот, выживали и адоптировались.

Сегодня жизнь есть везде. Самым интересным объектом жизни является человек. На сегодняшний день нет ни одного человека, который бы сказал, что он знает структуру своего тела от А до Я. Организм человека представляет собой очень сложную и интересную систему, которую необходимо досконально изучать.

Многие считают, что только человек обладает интеллектом, что позволяет ему быть доминирующим на Земле. Именно за счет своей способности думать и анализировать сегодня нельзя встретить абсолютно идентичных людей. Кто-то любит музыку или кино, а кто-то предпочитает проводить время за чтением трудов по физики или химии.

Значение воды для живого организма

Тело человека вмещает приблизительно 75% воды, наш мозг желеобразной консистенции и состоит он на 90% из воды, в составе нашей крови до 95%. Мы не сумеем жить без влаги даже несколько дней. Наш организм содержит 5 л. крови, 2 л. лимфы, около 40 л. внутриклеточной и межклеточной жидкости.

Сейчас ищут техподдержку:  Горячая линия Билайна — связь с оператором, бесплатный номер горячей линии Билайна, техподдержка

За один год организм человека в среднем прогоняет сквозь себя до 1750 л. воды пригодной для питья, в ней сконцентрировано свыше 2000 опасных и вызывающих мутации комплексов. 85% всех болезней передаются людям с водой. Значение воды для живого организма трудно недооценить. Вода-это жизнь!

3lkjhgf
Источник

Как люди используют воду?

Водопотребление человеком в сутки от пол литра до 2 литров. Вода нужна нам для поддержки гигиены тела, мытья своего дома и улицы. Какую воду лучше пить? Вода минеральных источников используется в лечебных целях, её пьют и принимают ванны. Прогретая вода из термальных источников применяется для обогрева жилья, теплиц.

Что такое вода? Вода наполняет реки, вдоль них с давних пор расселялись люди, появилось мореходство. Животный и растительный мир также не способен существовать без воды. Мы привыкли воспринимать воду как обычный ежедневный спутник быта. Но следует обратить внимание на то, что в нашем мире развитие прямо связано с надёжным водоснабжением.

Заводы сооружаются вблизи крупнейших рек, пищевая индустрия объединена с немалыми расходами воды. Гидроэлектростанции тоже возводят по берегам рек и озёр. Фермерством потребляется ещё большие объемы воды. Фермерство требует постоянного орошения, потребляя при этом большую долю мировых ресурсов пресной воды.

Что такое вода и как она важна для нас? Любопытный факт! Чтобы произвести 1 т стали используется 280 т воды, для производства 1 т синтетических волокон требуется около 500 т жидкости. Для производства 1 кг бумаги используется 700 л воды, для изготовления одного автомобиля уходит воды в 50 раз больше его массы. Для того чтобы разделать и заморозить одну курицу потребляется не менее 27 л воды и др.

4kjhgfd
Источник

Уникальность свойств воды

Конспект занятия «живая и неживая природа». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру

наталия марунь
Конспект занятия «Живая и неживая природа»

Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

5. Стакан воды;

6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

Раздаточный материал:

1. Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3. Солнышко для этапа рефлексии.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

— Добрый день, дорогие ребята.

– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

1. С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

— Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

2. Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол — предметы, которые сделаны руками человека;

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна — объекты природы.

III. Выявление места и причины затруднения.

— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

1. А что у вас вызвало затруднение?

-не смогли разделить на 2 группы;

– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что? – Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых(ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается — да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.

Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает? — НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение знаний на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

Сейчас ищут техподдержку:  Как дозвониться до техподдержки сбербанка

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:

— живые природные богатства

неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:

Дерево – живое или «неживое»природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука – во лбу

Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)

5. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)

Итог занятия:

1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

-В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

приложение: (текст к презентации)

Здравствуйте ребята!

посмотри мой милый друг

что находится вокруг

небо светло голубое

солнце светит золотое

ветер листьями играет

тучка в небе проплывает

поле, речка и трава

горы, воздух и листва,

птицы, звери и леса

гром, туманы и роса

человек и время года это все вокруг природа!

Природа — это то что существует без помощи человека!

Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.

Растения, животные, насекомые, птицы — они живые, они питаются, дышат, развиваются, растут поэтому относятся к живой природе. Человек — это тоже часть живой природы!

А вот звезды, солнце, луна, камни, воздух, вода, ветер, снег, дождь, град — это неживая природа, почему? Потому что главные признаки отличия живых организмов от неживых тел это питание, рост, размножение.

Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!

Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:

напоит и смоет пыль с растений — дождик,

снег укроет как одеялом,

а лучи солнца согревают все живое на земле!

Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки

возле самого берега растет красавица ива на ее веточках сидит соловей и поет свою самую красивую песенку, на середине реки распустились белые и розовые водяные лилии, летают стрекозы и комары, которых ловко ловит зеленая лягушка. А вот проплывает утка со своими утятами, она в камышах учила своих деток искать червячков и жучков, а бобры строят себе дом. Здесь мы посмотрели связь живой и неживой природы. Река — это неживая природа, дом для многих растений, животных, насекомых, рыб. Растения — это живая природа, они помогают реке, благодарят ее за заботу. Например во время дождей деревья удерживают берег, скрепляют почву корнями, чтобы берег не размыло водой.

Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного

в природе все имеет свое место и значение.

Круговорот воды в природе

8jhgfd
Источник

А вы знаете такое явление, как круговорот воды в природе?

Этот непрерывный процесс проходит из-за постоянного кругообращения жидкости в мире. Жидкости испаряются с объектов неживой природы (растения, почва, водоёмы). Вся испарившаяся вода копится в атмосфере, собирается там до определенного предела, затем падает на землю в виде осадков. Так она пополняет водный объем океанов, рек, озер и др.

Благодаря такому бесперебойному процессу, как круговорот воды в природе, объем воды на планете Земля не меняется. Это опять же доказывает тот факт, что значение воды для живого организма и для всей нашей планеты играет огромную и особенно важную роль.

Вода, как мы уже упоминали выше, способна изменять свою форму. Она может быть в жидком, газообразном, твердом виде, а потом вновь превратиться в жидкость. Это и есть суть круговорота воды в природе.

9jhgfd
Источник

Весь объем выпавших осадков на 80% попадает в океанические воды. А остальные 20% выпадают на сушу, а далее у этих 20% воды имеется два варианта.

Во-первых, она стекает в реки, затем перетекает в озера.

Во-вторых, осадки просачиваются сквозь землю и остальные подземные прослойки, далее соединяются с грунтовыми водами, пополняя их ресурс.

Оба, представленных выше, варианта составляют два главных истока водоснабжения.

10kjhgfd
Источник

Литосфера

Землю, как планету, относят к неживой природе. Сегодня она является единственной известной человечеству планетой, которая содержит жизнь. История возникновения нашей планеты уходит далеко-далеко в прошлое. Структура Земли не ограничивается лишь наличием почвы и растительности сверху.

В самом центре планеты находится ядро, которое состоит из расплавленных сплавов металлов, которые все время находятся в раскалённом добела состоянии. Поверх ядра находится мантия в расплавленном виде. Слой мантии очень толстый и в несколько десятков раз больше почвенного слоя.

В процессе эволюции земной коры были образованы материки и океаны. Всего существует 6 континентов: Евразия, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия и Африка. Структура рельефа и климата на каждом континенте своя и все они имеют свои особенности.

На сегодняшний день можно выделить несколько природных зон: пустынная, степная, тундровая, таежная, тропическая, лесная и другие. Ближе к экватору располагаются степная, пустынная и тропическая зоны. При приближении к Северному полюсу Земли начинают преобладать таежная, лесная и тундровая зоны.

Кроме того очень много богатств хранится и в недрах нашей планеты. Большое количество природных ресурсов, которые помогают нам в продолжении жизнедеятельности играют большую роль в развитии городов и стран современности.

Метеорология

Прогноз погоды связан с метеорологией – наукой о явлениях и процессах, происходящих в атмосфере. Специалисты в этой сфере также изучают климат, температуру, ветер и другие явления погоды.

Впервые понятие «метеорология» возникло в 17-м веке после изобретения термометра, барометра и других приборов для наблюдения за погодными явлениями.

21vfh
Первый термометр источник

Бытовые и научные наблюдения за погодой

Для наиболее точного представления о погоде в быту используют дневники, а в науке – архивы. В них записывается температура, влажность, сила ветра и другие показатели.

22bgjисточник

Так, например, наблюдения ученых из Московской обсерватории за погодой осенью и зимой 2020-го года показали, что за последние 100 лет снега в умеренном поясе начали выпадать гораздо реже, а похолодания стали менее затяжными.

Неживая природа

Все те объекты, которые не считаются живыми, могут считаться неживой природой. Камни, льды, водоемы, планеты и звезды – это неживая природа. Объекты неживой природы состоят из различных веществ, которые в свою очередь могут находиться в одном из трех состояний:

Твердое состояние. Твердые вещества имеют фиксированную форму. Твердыми являются камни, льды, зеркала, металлы.

Жидкое состояние. Это вода, бензин, сок. Жидкость не имеет форму. Точнее говоря, она принимает форму сосуда, в котором она находится. При этом у жидкости есть определенный объем.

Газообразное состояние. Газы не имеют форму, а также фиксированного объема. Например, если воздух находится внутри какого-то сосуда, то он полностью занимает его, при этом при уменьшении объема сосуда уменьшится и объем, занимаемый газом. Помимо воздуха примерами газов являются пар, метан, природный газ.

Вещество может переходить из одного состояния в другое. Например, вода при охлаждении превращается в лед, а при нагреве – в пар. Заметим, что некоторые объекты неживой природы могут состоять сразу из многих вещества, пребывающих в разных состояниях. Например, наша планета считается твердой, однако ее частью являются жидкие океаны и газообразная атмосфера.

Облачность

Облачность – погодное явление, которое характеризуется определенным количеством облаков на небе. 

10nhgj
источник

Существует шесть степеней облачности:

Также на погоду оказывают влияние:

Зимой выпадает снег, летом усиливается засуха; днём светит солнце, а ночью учащаются ветра и уменьшается температура.

dopисточник

Например, страны, находящиеся в тропическом поясе, подвержены засухе больше, чем антарктические территории.

Воздушными массами называются потоки воздуха, которые имеют различные объём (от нескольких сотен до тысяч километров) и очаг возникновения (арктические, умеренные, тропические и другие).

Сейчас ищут техподдержку:  Поддержка и обслуживание сайтов в Ярославле

Чаще всего воздушные массы находятся в равновесии с местностью, в которой они возникают, но иногда потоки могут перемещаться, меняя климат и температуру воздуха на тех или иных территориях.

Влажностью называется определенное количество пара в воздухе. От значения этой величины зависит состояние нервной системы человека. Так, повышение влажности воздуха может привести к ухудшению дыхания, плохой переносимости жары и холода. Умеренное же значение этой величины способствует увлажнению кожи и препятствует перепадам температуры в организме.

11gbfghисточник

Это – сила, с которой воздушные массы давят на Землю. Её перепады неблагоприятно влияют на самочувствие человека. Так, пониженное давление чревато сонливостью, головной болью, ухудшением настроения, а повышенное – нарушением слуха и учащением дыхания.

Осенние изменения в живой и неживой природе

Осень – переходный период между жарким летом и холодной зимой. Именно в это время года все объекты живой и неживой природы готовятся к затяжным заморозкам.

Основные явления неживой природы осенью                                            

 Из-за отдаления земли от солнца температура воздуха осенью понижается. Небесное светило находится не высоко над горизонтом, а дни становятся заметно короче, чем летом. Ясных дней почти нет, облачно и пасмурно.

12yiklисточник13kjlhjисточник

Несмотря на то, что снег ещё не выпадал, на земле, траве и крышах домов образуется небольшой ледяной покров, который называется инеем.

Также осенью выпадает дождь и снег, на землю спускается туман, оставляя после себя влагу – росу.

14nhghj
источник

Наблюдения за неживой природой осенью показывают, что изменения окружающей среды происходят не случайно: она словно создаёт благоприятные условия для живых организмов.

Так, осенние холода приходят на Землю постепенно, что помогает животным и растениям приспособиться к текущим условиям и подготовиться к будущим холодам.

Перелетные птицы

21bghjg
источник

Особой приметой в неживой природе осенью является перемещение птиц из северных краев в южные. Некоторые из них приспособлены к выживанию в холодной среде:

Зимуют также распространённые в России виды птиц:

22hhj
источник

Каждую осень группы перелетных птиц собираются в стаи и летят на юг. Дело в том, что многие виды пернатых покрываются пухом, который защищает их от заморозок. Однако некоторые виды птиц не имеют этого покрова, поэтому не приспосабливаются к холодам. Такими видами птиц являются:

23nhg
источник

Фото перелетных птиц, летящих на юг

Иногда большие стаи зимующих перелетных птиц «рисуют» в небе различные фигуры. Такое явление называется мурмурацией.

24nghj
источник

Наблюдения за изменениями в живой природе и погоды осенью всегда интересны и полезны для вдохновения и познания окружающего мира. Пейзажи, характерные для этого сезона не оставляли равнодушными многих известных поэтов и писателей.

  • Так, Александр Сергеевич Пушкин, известный российский поэт, считал, что осень – лучшее время года. Он посвятил ей множество стихотворений (например, «Осень», «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора, очей очарованье…» и другие);
  • Описывая такое время года как осень, Иван Тургенев отмечал, что она похожа на «прочитанную…книгу». По мнению писателя, в ней таится грусть, воспоминания об ушедших временах и добрая тоска;
  • Иван Бунин также считал осень удивительным временем года. Этому сезону посвящены стихотворения «Осень», «Октябрьский рассвет», «Листопад» и другие.

25vhfg
Александр Сергеевич Пушкин в осеннем парке источник

Погода осенью

Осень – самое яркое и прекрасное время года. В этот период температура воздуха меняется, вследствие чего происходят перемены в погоде в целом.

Поздней осенью природа меняется в неблагоприятную сторону. В заключительном этапе сезона на реках образуются льдины, которые движутся по течению. Это явление также бывает весной и называется ледоходом.

9njkg
источник

Движущиеся потоки воздуха становятся сильнее и порывистее. Северо-западный ветер приносит осадки и холода, характерные для осени.

Осенью ненастья в погоде учащаются. Холодный порывистый ветер приносит неблагоприятные явления: усиливаются дожди, появляется иней (застывшая роса), выпадает снег.

10jhkjk
источник

Гололедом называется слой льда, который образуется на деревьях, земле, зданиях и проводах во время заморозок и после дождя.

11njhkhj
источник

Распространенные явления неживой природы

Явлениями, связанными с неживыми объектами природы, являются смена погоды (ясный день сменяется на дождливый) и времён года (осень сменяется на зиму). Также к ним относятся проливные дожди, снегопады и град. Некоторые страны имеют уникальные природные явления.

10bghj
Объекты неживой природы (примеры) источник

Объектами неживой природы называются предметы, не сделанные руками человека, при этом не являющиеся живыми. Самые распространённые примеры – горы, воздух, солнце, вода, камни и почва. Несмотря на то, что объекты неживой природы не растут и не способны двигаться, с течением времени они могут изменяться в объеме.

Например, на протяжении тысячелетий горы «растут», так как увеличиваются размеры кристаллов соли, водоемы замерзают из-за изменения температуры, а камни «крошатся» и образуют пыль из-за воздействия посторонних тел. Также осенью неживой природой являются опавшие листья, так как они больше не являются частью деревьев.

11sdf
Объекты неживой природы источник

Живая и неживая природа связаны между собой. Так, особое влияние на человека, животных, бактерии, грибы и растения оказывают вода, кислород, температура, давление, свет, питательные вещества, микроорганизмы и почва.

12jkl
источник

Но какая неживая природа есть, например, в пустыне? Несмотря на пустошь, небольшое количество живых существ и прочих признаков жизни, в ней находится множество горных пород (песчаник, кварц, кремний) и булыжников. 

13kui
источник

Сезонные явления в животном мире

Осень – это подготовка животных к похолоданиям. Подобно человеку, который запасает урожай, собранный летом, для зимы, многие лесные жители роют норы, несут в них ягоды, орехи, шишки и зерна. Такими животными являются белки, кроты, мыши, крысы и другие грызуны.

22gfgh
источник

Зимой животные прячутся под слоем опавших листьев или толстой коркой снега и засыпают до весны. Те, кто не способен на спячку (например, птицы), летят в тёплые края или остаются на родных землях, собираясь в стаи и кормятся осенними запасами. 

23bgfh
источник

Весна и лето – самый активный период для зверей и животных. В это время они дают потомство, питаются свежими фруктами, ягодами и листьями, зайцы меняют шубу с серой или белой на бурую, а белки – на рыжую. У многих из животных начинается линька, они «сбрасывают» старую шерсть, вместо которой вырастает новая.

24gfdfg
источник

Физико-химические особенности воды

  1. Воду составляют соединения 2 газов. Уникальность в том, что никакие иные газы, если их смешать между собой, не смогут создать жидкость.
  2. Лишь вода при обычных условиях способна пребывать в 3 агрегатных состояниях.

5iuyf
Источник

Вода имеет 3 агрегатных состояния: твёрдое, газообразное и жидкое.

  1. Вода способна переходить из одного состояния в иное. При этом выделяется тепло при испарении или таянии. Когда происходит выделение тепла, этот процесс называется конденсацией. Вода служит регулятором показателя тепла мира вокруг нас.
  2. Продолжая перечислять физико-химические особенности воды, необходимо вспомнить о том, что, охлаждаясь, все тела сокращаются, вода наоборот, увеличивается. При охлаждении менее 4 градусов плотность воды становится меньше, её объём возрастает.

Проведём опыт:

Кусочек льда из морозильной камеры положим в чашку с холодной водой. Что мы видим? Лёд остается на поверхности жидкости. Тогда как любое вещество, имеющее твёрдое нахождение, тяжелее воды. Оно утонет. В случае с водой, все наоборот.

Плотность льда ниже плотности жидкости, так лёд сохраняется на поверхности, оберегая водоёмы от промерзания.

  1. Воду отличает повышенная теплоёмкость.Это также является физико-химическими особенностями воды. Если сравнивать жидкость с другими веществами, она в большей степени может поглощать тепло. Влага на планете несёт функцию сохранения и распределения тепла. Прогретое течение океанов благотворно влияет на климат обширных территорий. Даже маленькие водоёмы смягчают климатические условия местности.
  2. Вода являет собой мощный природный растворитель.

Проведём опыт:

Возьмем кубик сахара и попробуем растолочь его в фарфоровой ступке. А другой сахарный кубик поместим в чашку с водой. Во втором случае нам не понадобится прилагать совсем никаких усилий, ведь сахар растворится самостоятельно. А первый кубик мы растолчем лишь в том случае, если применим усилие.

Вода растворяет и переносит все вещества, которые участвуют в функционировании деятельности организма, и в первую очередь это касается питательных веществ. Это является еще одним значением воды для живого организма. Только по причине наличия воды в организме протекают сложные химические превращения.

6khgfd
Источник

Пословицы про воду:

7jgfd
Источник   

Явления живой природы в осеннюю пору

Осенью мир живой природы преображается. Человек наблюдает чудесную картину: деревья и земля словно покрыты золотом, в небе кружат стаи перелетных птиц, а некоторые культуры дают свои плоды.

15mjhk
источник

Несмотря на то, что в ноябре наступает «затишье» (листья полностью опадают, учащаются дожди и туманы, а птицы улетают на юг), природа в этом месяце по-своему красива и уникальна.

Животные и растения чувствуют наступление осенних холодов и заранее начинают готовиться к приближающейся зиме. Для этого медведи, ежи, барсуки, летучие мыши, белки, еноты и другие лесные жители впадают в спячку.

Осенью у этих животных замедляется обмен веществ, они усиленно питаются, тем самым откладывают «запасы» в виде жира. Этот процесс помогает им выжить зимой, так как на протяжении трёх месяцев в организм животных не поступают питательные вещества.

Также перед сезонной спячкой животные находят подходящее место с необходимыми для выживания условиями (комфортная температура, отсутствие света и безопасное местоположение). Обычно ими являются дупла, берлоги и норы.

16bhgj
источник

Некоторые царства и классы живой природы (такие, как млекопитающие, деревья, кустарники) имеют свойство менять свой цвет в переходный сезон (осенью и весной). Так, например, окрас шубки зайца, песца и ласки меняется с серого на белый, а белки – с рыжего на серо-коричневый.

17bfgh
источник

Помимо красочного пейзажа, природа радует человека и сезонными продуктами.

— Так, из овощей осенью созревают баклажан, кабачок, капуста, перец и морковь;

— Из фруктов – арбуз, виноград, груши, персики и яблоки;

— Из ягод – рябина, клюква, голубчика, брусника, боярышник и калина;

— Из зелени – шпинат, шалфей и другие.

18njgjk
источник

В сентябре деревья покрыты легкой позолотой, в октябре (в период «золотой осени») они принимают яркие оттенки. В ноябре же человек наблюдает слой темно-коричневых листьев на земле. Верхушки деревьев «оголяются», полностью избавляясь от летней «одежды».

19bjghj
источник

Связь между неживой и живой природой осенью заметна: температура и изменение климата «предупреждают» животных и растения о скором наступлении похолоданий. Они, в свою очередь, используют ресурсы неживой природы в качестве места для ночевки (берлоги, опавшие листья и норы).

20nhjk
источник

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий

Adblock
detector